12.04.14

«Доктор Смерть» за работой: в Мюнхене открылась очередная скандальная выставка Гюнтера фон Хагенса

В четверг 10 апреля в Мюнхене открылась очередная экспозиция творений одиозного анатома-пластинатора Гюнтера фон Хагенса. Она вернулась в Мюнхен спустя 11 лет и разместилась в малом Олимпийском зале (kleine Olympiahalle). Сказать, что выставки фон Хагенса скандальные и шокирующие — это значит не сказать ничего. На них «маэстро» представляет почтеннейшей публике препарированные и законсервированные трупы людей, лишенных кожи и установленных в определенных позах, якобы становящихся после этой процедуры произведениями искусства. К сожалению, человеческой натуре свойственно патологическое желание прикоснуться к ужасному и отвратительному. Именно поэтому к своеобразному и циничному анатомическому театру «Körperwelten» (против уверений фон Хагенса, что это, дескать, чистое искусство) не зарастает народная тропа. К фон Хагенсу уже давно приклеилось прозвище «Доктор Смерть» (Dr. Tod), но ухватистый пластинатор, склонный к эпатажным выходкам, даже гордится им.

Гюнтер фон Хагенс в Мюнхене

Хагенс долго не решался заглянуть в Мюнхен со своими шокирующими экспонатами, ведь именно здесь его пытались атаковать возмущенные аборигены, воспитанные на традиционном баварском консерватизме. Разумеется, его не забрасывали тухлыми яйцами, а благопристойно подали на Хагенса в суд, который изрядно попортил нервы торговцу ужасами. Возглавил протесты начальник отдела мюнхенской администрации Вильфрид Блюме-Бойерле. Он вообще склонялся к тому, чтобы возбудить процесс общегерманского запрещения некрофильского зрелища. То есть, руководство города однозначно высказалось против богопротивного шоу фон Хагенса.

Но в итоге, Хагенс судебный процесс выиграл. Причем выиграл именно потому, что суд углубился в выяснение этической стороны дела, а это штука тонкая — что для одного вполне этично, то для другого — совершенно безнравственно. Начались долгие споры о том, следует ли умершим покоится в земле, или из них может мастерить свои поделки хитроумный и циничный «художник». Опытные адвокаты сыграли на двусмысленности этических норм уверенно и жестко. И суд оспорил решение администрации Мюнхена и экспозиция фон Хагенса благополучно продолжила функционировать. Но, судя по всему, энергичный наезд властей Мюнхена нашему герою сильно не понравился и он предпочел не появляться в баварской столице в течении 11 лет.

У фон Хагенса вообще хватало неприятностей на Баварщине. Именно здесь, в неподалеку от Мюнхена расположенном Аугсбурге, его смогли всерьез прищучить. И это при том, что адвокатская поддержка и необходимая документация у него в полном порядке. Необычайно жесткую позицию в отношении экспозиции фон Хагенса занят не кто-нибудь, а обербургомистр Аугсбурга Курт Грибль. Особенное его возмущение вызвала композиция, в которой два разнополых пластифицированных тела занимаются сексом. По большому счету я его прекрасно понимаю — здоровый консерватизм еще никому не помешал. Дело дошло до того, что Грибль сам явился на выставку и после десятисекундной перепалки с «маэстро» лично закрыл покрывалом шокирующую композицию. Затем совокупляющиеся трупы завернули в золотую пленку и последующие две недели они присутствовали на выставке тщательно упакованные.

Гюнтер фон Хагенс был в бешенстве. Он немедленно подал протест в суд и суд его оперативно рассмотрел. При этом, аугсбургские юристы не стали залезать в этические и эстетические эмпиреи, в которых напрочь запутались их мюнхенские коллеги. Они дотошно проанализировали документы, позволяющие фон Хагенсу демонстрировать тела усопших в своих некрофильских выставках. Сугубая педантичность дала результаты — в одном из заключений о смерти у мужской половины дуэта всплыл диагноз «деменция». «Ага!» — сказали пытливые судьи. Какой же силой обладает документ, позволяющий использовать свое тело после смерти, подписанный больным деменцией? Правильно, никакой. Фон Хагенс немедленно нанес ответный удар. Он нашел двоих детей покойного, которые выступили с утверждениями, что никакой болезнью Альцгеймера он не страдал. Но свидетельства родных не перевесили врачебного вердикта и были проигнорированы. В итоге фон Хагенс был оштрафован на сумму в 10 тысяч евро. Действительно, мертвые должны быть похоронены, а не выставлены в витринах, на потребу самым низменным инстинктам праздношатающейся публики.

Все вышеописанные события, с одной стороны, свидетельствуют о том, что даже в развитых западных странах толерантность тоже имеет свои границы. А с другой — свидетельствуют о независимости судебной системы в Германии, которая принимает те решения, которые считает нужными, полностью игнорируя «требы» исполнительной власти. С чем их можно и совершенно искренне поздравить.

Пётр Сытенков, PR-менеджер

Поделиться:

comments powered by Disqus