В тихой и спокойной Швейцарии бушует буря в судебной-правовой системе. Швейцарцы весьма и весьма недовольны деятельностью своей прокуратуры. Ее провалы стали обыденностью, уже никого не удивляют и становятся все более и более катастрофическими. При том, на деятельность прокуратуры Швейцария тратит многие миллионы, а результат — более чем сомнителен. К тому же, в ряде случаев, за ошибки прокуратуры приходится платить государству. А это для исправных налогоплательщиков — острый нож в сердце.
И даже приход нового шефа, Михаэля Лаубера (Michael Lauber), не изменил практически ничего. Небрежные процедурные вопросы; расследования, полные постыдных недочетов; ошибочное ведение дел и проигранные процессы — всего этого ничуть не стало меньше, даже под руководством нового Генерального прокурора.
Например, болезненную реакцию в самых разнообразных слоях общества вызвало очередное отложенное дело по мафиозному процессу, само наличие которого для Швейцарии, согласитесь, не совсем типично. Это решение вынес Федеральный уголовный суд в Беллинцоне, рассматривающий так называемое «дело Ндрангета». Причина — многочисленные процедурные и процессуальные недоработки. При этом, сам процесс вызывает широкий общественный резонанс — деятельность калабрийской мафии «Ндрангета» менее известна широкой публике чем сицилийской «Коза ностра» или неаполитанской «Каморры», но все же мафия в самом сердце Швейцарии… То есть, предполагаемые члены «Ндрангеты» опять избежали не то что наказания, а даже само течение процесса не сдвинулось ни на йоту. Лаубер оправдывается изо всех сил: «Дело очень сложное, поэтому процесс длится так долго. Юридические тонкости изрядно поменялись за время следствия.» Но швейцарцы знают — все эти «сложности и тонкости» мучают прокуратуру все последнее десятилетие.
В той же Беллинцоне скандально закончился процесс над руководителями Crossair Морисом Сутером и Андре Дозе. Прокуратура обвинила их в крушении самолета в аэропорту Бассерсдорф, кантон Цюрих. Процесс тянулся весьма и весьма неторопливо, но в итоге — обвиняемые были полностью оправданы, а судья выразил крайнее недовольство многочисленными недостатками в обвинительном заключении.
Не менее скандально закончился шумный процесс над девятью сигаретными контрабандистами. Он так же длился невероятно долго, но все обвиняемые, в том числе и главарь сообщества, были освобождены от ответственности. Пикантность ситуации усугубляет то, что оплату адвокатов контрабандистов во впечатляющем размере 2,5 миллионов франков должно оплатить государство.
Равноценным по скандалезности является дело пресловутых «Ангелов Ада» (Hells Angels), группировки мотоциклистов, уже давно ставших «коммерсантами» и раскинувшими свои сети по всему миру. Еще в апреле 2004 года были проведены сенсационные облавы и обыски в главном офисе «Ангелов Ада» в Цюрихе. Восемь лет тянулись юридические разборки. Итог был для прокуратуры катастрофическим. В декабре 2011 года разбирательство было отложено из-за многочисленных недочетов следствия, адвокаты напрочь разгромили все серьезные обвинения. А в сентябре 2012 года экс-президент организации удалых мотоциклистов был осужден на 2 года условно — «Ангелам Ада» смогли инкриминировать только мелкие правонарушения.
И уж совсем не лезет ни в какие ворота случай с бомбистом из Рютли. Эта история началась в 2007 году, когда после местного праздника с участием высокопоставленных персон, произошел довольно мощный взрыв. По подозрению в терракте был арестован некий 40летний мужчина. Он провел в тюрьме 10 месяцев, после чего был выпущен на свободу, за недоказанностью вины. Через четыре года, по решению суда, ему выплатили 1,5 миллиона франков за необоснованное тюремное заключение.
В случаях промышленного шпионажа швейцарская прокуратура так же не проявляет чудеса расторопности. Шесть лет тянулось разбирательство по делу о воровстве сведений из концерна Ems-Chemie. Результаты для горе-следователей практически те же: главный подозреваемый признан невиновым, а его пособник приговорен к денежному штрафу.
Еще одно сокрушительное фиаско поджидало прокуратуру в деле Оскара Холенвегера (Oskar Holenweger). Этот банкир был еще восемь лет назад арестован и препровожден в тюрьму. Не так давно он был полностью оправдан, адвокаты банкира торжествовали, а судья заключил, что следствие против него было абсолютно незаконным.
Из всего этого становится ясно — «прогнило что-то в датском королевстве». Недовольство швейцарцев понятно, особенно в том случае, когда дело касается денежек простого налогоплательщика. Огромная машина швейцарской прокуратуры, поглощающая огромные суммы из бюджета, работает практически вхолостую. При том, что страна-то весьма спокойная, преступность низкая, зато забюрократизированность — высокая. Сможет ли Швейцария наладить ее работу — покажет время. Возможно, внимание общественности и прессы не позволит прокурорам и следователям и далее спокойно посиживать на своих теплых местечках.
Пётр Сытенков, PR-менеджер