Еще совсем недавно, буквально 20-30 лет назад, вопросительный знак в заголовке был абсолютно не нужен. Более того, немецкие производители могли бы реально обидеться даже на намек на подобный вопрос. Горделивая надпись «Made in Germany» обозначало респектабельность покупателя и его высокие запросы. Но времена идут и все меняется. И отношение к товарному знаку «Сделано в Германии» претерпевает метаморфозы. Они не столь катастрофичны, но все же синонимичность знака и безупречного качества ставится конкурентами немецких товаров под сомнение.
Именно этим вопросом, изучением того, насколько изменилось отношение в мире к немецким товарам, и заняты в немецком правительственном агентстве Germany Trade & Invest (GTAI). Предпринятое агентством исследование достаточно достоверно показало, что хоть бренд «Made in Germany» практически для всего мира означает абсолютную надежность, но во многих странах не готовы за него платить — ведь немецкие товары стоят, порою, существенно дороже своих китайских или индонезийских собратьев. При этом в самой Германии отношение к отечественным товарам вполне благоприятное — знак «Made in Germany» внушает доверие более 70 % потребителей. Оно и не удивительно, немцы, принимающие участие в производстве, на себе могут оценить уровень технологического развития страны. И это однозначно подвигает их выбирать отечественные товары.
Высокое доверие к немецкой продукции сохраняется в России и Великобритании. И за последнее время тенденция германофильства только окрепла. Россияне и британцы не скупятся и готовы платить за немецкое качество высокую цену. А вот бразильцы, высоко оценивая товары с брендом «Made in Germany», не хотят переплачивать. И это не удивительно — бедная страна, а как известно — по одежке протягивай ножки. Зато в Китае отмечается рост спроса на немецкие товары. Можно понять и это, страна богатеет, и в ней появляется класс состоятельных людей, готовых платить за немецкое качество.
Зато индийцы отмечают в немецкой продукции, при всей ее надежности и безотказности, недостаток стиля и тривиальный дизайн. Кто бы мог подумать, что индийцы такие эстеты… Американцам немецкие товары тоже очень нравятся, хотя они и считают их несколько дороговатыми. Ну и из патриотических соображений они часто выбирают отечественную продукцию.
А вот японцы, как знатоки высокого качества, просто влюблены в немецкие товары. В Японии имеется даже особый культ Германии, как столицы Рождества с его вайнахтсмарктами, и феноменального Октоберфеста, на котором всегда полно японцев. Все это косвенно способствует предпочтению немецкой продукции.
Высокий уровень спроса на немецкие товары однозначно подтверждает второе место, занимаемое Германией, в списке крупнейших экспортеров. Впереди нее — только Китай, со своим миллиардом жителей. Этого вполне достаточно, чтобы оценить высочайший технологический уровень немецкой экономики. К тому же, по профициту внешнеторгового баланса Германии удалось вырваться на первое место.
Так что пока с репутацией немецких товаров все обстоит благополучно. И горделивая надпись «Made in Germany» по-прежнему привлекает покупателей по всему миру. Но вот случилось так, что к германским производителям беда подкралась, беда — откуда не ждали. Премудрые чиновники из Евросоюза решили, что торговый знак «Сделано в Германии» впредь можно будет помещать только на товарах, в которых больше половины составляющих изготовлено в Германии. Чем объясняется такое решение? Возможно, элементарной завистью к успехам немецких экспортеров.
Ведь в век тотальной кооперации, глобальной экономики и межународного сотрудничества крайне редко все детали некоего товара производятся в одной стране. Зато если на продукте появляется надпись «Made in Germany», это значит, что конечный этап сборки, самый важный по мнению производителей и требующий особой квалификации, происходит именно в Германии. И это просто необходимо для получения качественного товара. Вот именно поэтому большая группа немецких предпринимателей, представителей бизнес-ассоциаций и политиков обратилась к брюссельским буквоедам с посланием, призывающим не принимать драконовские законы. Ведь знак «Made in Germany» — поистине общеевропейское достояние. Адвокаты германских производственных традиций уверены — любые нововведения в области торговли следует принимать очень взвешенно. Полагаю, что немецкому лобби в Брюсселе удасться убедить чиновников не горячиться и не вредить немецкому экспорту.
Ну а пока, можно со смелостью заключить, что знак «Made in Germany» по-прежнему вызывает уважение и доверие во всем мире. И будет очень печально, если евросоюзовские чинуши добьются его бессмысленного ограничения.
Пётр Сытенков, PR-менеджер