11.09.14

Широка Бавария родная, много в ней лесов, озер и рек…

озёра баварии

Все знают, что на германской земле право частной собственности священно. В том числе и на земельные участки, которые могут находится на берегах прекрасных баварских озер и рек. А между тем в 141 статье Конституции свободной (!) земли Бавария черным по белому написано о том, что все жители свободной земли могут в равной мере наслаждаться красотами природы: карабкаться в горы, плавать в речках и загорать на берегу озер. В реальности же стуация не столь безоблачна и интересы собственников берегов озер и рек нередко приходят в противоречие с нуждами простых обитателей свободной земли. Через частное владение на берегу озера или реки проход, по большей части, категорически закрыт. И желающие поплавать, позагорать или просто полюбоваться озерными видами остаются с носом.

Конституции вообще штука очень странная, там можно много чего понаписать. Разумеется, в цивилизованных странах написанное в Конституции по мере сил стараются соблюдать. Но вот что касается 141 статьи… Тут дело обстоит значительно хуже. В действительности, что касается, например, изумительного Штарнбергского озера (где в свое время утонул легендарный «сказочный король» Людвиг II) — в публичной доступности там наличествует 24,4 километра побережья из 49,2 совокупной. В отношении еще одного озера, Тегернзее, на берегах которого варят превосходное пиво одноименной марки, ситуация еще хуже — там доступны только 6 километров из 21 в наличии! Понятное дело, что окрестных жителей, желающих повалятся на прибрежной травке, это нисколько не радует.

Еще более печальна ситуация с небольшим озерцом Штаудхам, в 10 минутах от баварского Вассербурга. Идеальное место для купания, берега с белым песочком, куда в изобилии съезжались жители не только Вассербурга, Эберсберга и Эрдинга, но и из довольно отдаленного Мюнхена, скоро может стать совершенно недоступным для простых людей. Хозяин окружающей территории решил закрыть ее для аборигенов, мотивируя это проведением мероприятий по восстановлению лесного хозяйства. Реакция купальщиков, оставшихся без купания, весьма агрессивна: звучат даже призывы к экспроприации собственности зловредного землевладельца. Юридическая сторона дела весьма запутана — конституция конституцией, но священного права собственности еще пока никто не отменял и просто отобрать землю у владельца решительно невозможно. А выкупать ее — для муниципалитета слишком дорого.

Поэтому приходится договариваться. Если договориться не получается, то дело передается в суд, который, как правило, встает на сторону широких общественных масс. Показателен пример с судебным процессом в Гармиш-Партенкирхене два года назад, между любителями горнолыжного спорта и весьма специфической организацией — железной дорогой Цугшпице (самая высокая вершина баварских Альп). Железнодорожники возят туристов почти на вершину горы и перекрыли горнолыжные трассы для массы любителей. Беспристрастный суд вынес решение в пользу свободных горнолыжников и приказал трассы освободить.

Но есть и по-настоящему компромисные решения, надо только дать себе труд озаботится нахождением оных. Например Йоханнес Хагн, бургомистр городишки Тегернзее, стоящего на берегах одноименного водоема и практически полностью отрезанного от этого озера, уже давно ведет мирную войну за обеспечение права доступа на прекрасные берега для своих избирателей. А вообще-то, как шутят местные, страсти вокруг этого вопроса ведутся столько лет, сколько существует баварская Конституция. Но господин Хагн не стал заниматься юридическим крючкотворством и тратить деньги на адвокатов. Решение было простым и гениальным. На городские деньги была сооружена некая пристань, или причал, или сходни — прямо в водах озера, которые землевладельцами, разумеется, не принадлежали. Возразить против этого жадным хозяевам было нечего. И теперь жители Тегернзее могут вволю прогуливаться по новодельному берегу, загорать и при желании даже искупаться, хотя вода в озере весьма бодряща. И все остались довольны: землевладельцы сохранили свои угодья, правда, несколько потеряв в уединенности и чувстве сосбственного превосходства над остальными согражданами, а жители города получили возможность наслаждаться озерными видами.

Найти компромисс — это вообще великое искусство, которым бургомистр Хагн, судя по всему, овладел в совершенстве. И не только он. Жители Баварии не собираются отдавать свои реки, озера, леса и горы в полное распоряжение богачей. Ведь в Германии все люди равны, и «более равных» среди них просто нет.

Пётр Сытенков
PR-менеджер

Поделиться:

comments powered by Disqus