4.08.15

Трудно быть богом

Organspendeskandal

Мало какая из человеческих профессий сталкивается с таким количеством моральных проблем, как профессия врача-трансплантолога. Ведь ему приходится ежедневно спасать людям жизнь в полном смысле этого слова, причем не экстренно, второпях и впопыхах, а планово, в ситуации когда есть возможность все серьезно обдумать и взвесить. К тому же возможность для спасения ни в одном таланте хирурга, а в наличии донорских органов, которые, как вы понимаете, в огороде не растут. Разумеется, всевозможные регламенты и предписания врачебного сообщества стараются минимизировать и упорядочить ответственность за принятие того или иного решения. Например, в любой клинике, занимающейся трансплантацией в Германии, есть свой список пациентов, которые строго по очереди поступают на операцию и получают свои долгожданные новые органы. Этот список — святое, поскольку определяет вопросы жизни и смерти, он составляется коллегиально и в нем не допускается никакое своеволие.

Но бывают и исключения. Иногда это связано со взятками, когда за некоторую сумму больной из нижней части списка перемещается на вершину. Но наш сегодняшний случай не из этой серии: некий врач из Гёттингена решил взять на себя, совершенно бескорыстно, право на свое усмотрение изменять очередь пациентов, ожидающих пересадки печени. Делал это он очень просто — фальсифицируя медицинские данные своих подопечных и недостоверно представляя их состояние.

Профессор медицины Айман О., 47-летний хирург, заведующий отделением в университетской клинике Гёттингена, имеет огромный и многолетний опыт по пересадке печени. Он характеризуется своими коллегами как превосходный врач и весьма моральный человек, но он не устоял перед искушением ощутить себя богом, дарующим и отбирающим жизни. Его случай стал необычайно резонансным делом в немецкой юриспруденции и повлёк за собой череду скандалов в трансплационных центрах Германии — Organspendeskandal.

Жёсткость, с которой закон, обрушился на хирурга из Гёттингена, может вызвать у многих противоречивые чувства. Прокурор обвинил его в 11 случаях покушения на убийство и в 3 случаях причинения телесных повреждений, повлекших смерть пациентов. Разумеется, наш герой не крошил людей как Ганнибал Лектор и даже пальцем не шевельнул, дабы причинить кому-нибудь вред. Просто Айман О. спасал жизни одним за счет других, которые могли умереть. При этом известный хирург принимал решения и изменял очерёдность не столько на основании острой потребности в пересадке органа , как предписывали инструкции, сколько по перспективам пациента на выживание после операции.

Сначала прокуратура пыталась сконструировать обвинение в убийстве, аргументируя тем, что врач лишил жизни незаконно «подвинутых» пациентов, но потерпела неудачу в поиске конкретных имён и причинной связи между действиями обвиняемого и смертью «подвинутых» пациентов. Поскольку законченное убийство вменить не удалось, прокуроры решили попробовать удачу в суде с обвинением в попытке убийства.

С моральной точки зрения — все вышеизложенное очень неоднозначно, но формальные обвинения — тяжести невероятной. Прокурор требовал для нашего героя 8 лет тюремного заключения и пожизненной дисквалификации. Айман О. даже был взят под стражу и провел в предварительном заключении целый год!

Некоторую пикантность ситуации добавляет и то, что часто печень пересаживают людям изрядно в своей жизни попившим, короче говоря — алкоголикам. Но алкоголикам завязавшим: по правилам немецкого врачебного сообщества — пациент перед пересадкой должен не пить как минимум полгода и демонстрировать горячее желание распроститься навсегда с этой пагубной привычкой. И даже здесь Айман О. нарушил правила. Кстати, сам судья посчитал лишение пьющих пациентов права на пересадку печени несправедливым и неконституционным. Но, думаю, у медицинского сообщества найдется, что ему возразить.

А в свое оправдание наш герой бесконечно повторял одно: «Я лишь просто хотел спасти им жизнь!» Причем любые подозрения в коррупции и взятках были сразу же отвергнуты в течении следствия и процесса: если бы возникла даже тень сомнения, то дело повернулось бы совсем по-другому. И тем не менее, процесс продолжался с августа 2013 года, состоялись 63 судебных заседания, были заслушаны 101 свидетель и проведены 9 экспертиз.

В итоге 6 мая 2015 года уголовной палатой земельного суда Гёттинген в отношении профессора был вынесен оправдательный приговор. По мнению судей действия обвиняемого не подпадают под уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. После скандалов в трансплантационных центрах законодатель всё-таки изменил уголовный кодекс и криминализировал махинации с очередниками, но уголовный закон, как известно, обратной силы не имеет, поэтому наш герой остался безнаказанным . Если же подобное деяние врач осуществит сейчас, то место в тюремной камере ему практически обеспечено.

Да, нелегко работать врачем в современной Германии. Богом быть необычайно трудно, можно по горячности и переоценить свое всемогущество. И даже спасая людей, оказаться на скамье подсудимых, нарушив четко прописанные нормы врачебной морали и взяв на себя непомерную ответственность.

Пётр Сытенков
PR-менеджер

Поделиться:

comments powered by Disqus