ЭСГ Кройтер ГмбХ — крупнейший производитель сушёных приправ в Европе с оборотом 10 млн. евро в год, с конвейера которого в сезон ежедневно сходит до 18 тонн готовой продукции. Эрхарду Шиле 58 лет, он потомственный крестьянин, унаследовавший от родителей небольшую ферму и сделавший из неё большой и прибыльный бизнес. Кроме Германии Эрхард Шиле инвестировал в сельскохозяйственное производство в России и Чехии. Байкер. Отец троих детей.
Ты очень хорошо знаешь русских и Россию. Откуда у тебя этот опыт?
Я уже 21 год работаю с русскими. 21 год назад я приехал в Россию в первый раз, сразу после падения железного занавеса и прочувствовал на своей шкуре все перепитии, которые происходили в этой стране в последующие годы. Уже много лет я поддерживаю очень тесные дружеские контакты с одной российской семьёй и думаю, что могу с уверенностью сказать, что хорошо знаю русских.
Какое у тебя представление о русских? Существует для тебя такое понятие, как типичный русский?
Я думаю, да, типичный русский для меня существует. Русский отличается от нас, западных европейцев. Он более пробивной, он чаще работает локтями для достижения своих целей. Русские всё ещё очень сильно руководствуются старым принципом – нужно жить сегодняшним днём, неизвестно, будет ли у меня завтра ещё этот продукт, эти деньги, я должен жить сегодня. Это — картина типичного русского для меня.
Какие черты характера предпринимателей из России тебе запомнились как позитивные, какие как негативные?
Позитивно я бы отметил спонтанность русских, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений, не вызванных внешними влияниями, стихийность. Это позитивное качество часто показывает свою обратную сторону медали — оно ведёт к отсутствию долгосрочного планирования. Отсутствие долгосрочного планирования приводит к тому, что для решения возникающих проблем задействуются большие силы и ресурсы.
Что ты думаешь о русских инвесторах в Германии? Какие перспективы ты видишь для них в твоей стране?
В общем и целом я смотрю на это позитивно. Им, конечно, нужно понимать, что они находятся в западной Европе и многие вещи здесь работают немного по другому. Если русские инвестируют свои деньги в серьёзные немецкие фирмы, я не воспринимаю это как угрозу Германии, думаю, что все участвующие стороны от таких инвестиций будут только выигрывать.
Какие особенные трудности будет с твоей точки зрения иметь в Германии инвестор из России по сравнению с инвесторами из других стран?
Нас очень сильно разделяет менталитет, но в общем немцы и русские неплохо уживаются друг с другом, если у них есть общие интересы. Я могу себе представить, что инвестор из России не сразу будет на одной волне с немецкой бюрократией и немецким законодательством, но такие проблемы легко решаются привлечением адвокатов, налоговых консультантов. Одна из главных проблем в Германии и в Европе для русских – это некоторое предубеждение со стороны европейцев, представление о том, что они имеют дело с мафией, бандитами. Лично я не отношусь к таким европейцам, у меня был только положительный опыт работы с русскими.
Какой совет ты дал бы предпринимателю из России, который собирается делать свой бизнес в Германии?
Во-первых, я посоветовал бы ему ни в коем случае не полагаться только на свои силы. Как и в любой другой стране нужно заручиться поддержкой опытных специалистов, которые хорошо разбираются в немецкой действительности и которым можно на 100% доверять. Во-вторых, ему нужно быть готовым к тому, что та прибыль, которую он получал в России, будет в Германии и Европе невозможной. В противовес этому ему откроются хорошие долгосрочные перспективы успешной работы и надёжных инвестиций, не связанных со значительными рисками. Грамотное долгосрочное планирование, помноженное на поддержку опытных консультантов, знакомых с практикой ведения бизнеса в Германии, рано или поздно даст положительный результат.
Какой случай из твоего опыта общения с русскими самый забавный?
В один из моих первых приездов в Россию мой партнёр повёз меня в лес на охоту с традиционной баней. Это была довольно большая и шумная компания. После бани мы сидели за столом и, конечно, выпивали. Я помню, что ко мне подсела жена хозяина охотничьей избушки и мы с ней общались на пальцах, поскольку я не знал русского, а она не владела немецким. Очнулся я утром от стука в дверь и очень удивился, что мои вещи очень необычным для меня образом, то есть аккуратно, сложены на стуле. Я впустил в комнату моего знакомого и он рассказал мне, что вчера вечером ему чудом удалось отобрать ружьё у хозяина сторожки, который бегал по дому с криками: «Где этот немец, я застрелю его !» «Эрхард, никогда не пей с русскими!», — сказал мне тогда мой хороший знакомый.
Беседовал Дмитрий Пильщиков