История о краденых золотых зубах у меня, например, живо рождает воспоминание о суровых трудовых буднях гитлеровских концлагерей, где этот процесс был поставлен на хорошую промышленную основу. В нынешних германских реалиях, к счастью, это невозможно, но отдельные проявления старых добрых привычек в сочетании с обыденной немецкой прагматичностью встречаются и поныне.
Шокирующая история служащего крематория в Ойендорфе, пригороде Гамбурга, служит тому примером. Этот персонаж, нисколько не отягощенный моральными предрассудками, мирно трудился в своем коллективе, предавая огненному погребению тысячи тел со всего огромного города. Но, одновременно, он методично и тщательно просеивал пепел кремированных и, иногда за компанию с коллегами, а иногда самостоятельно, выуживал из него металлические части, оставшиеся от покойных. Как вы сами понимаете, это были не просто железяки, а драгоценные металлы, в основном золото от зубных коронок, а иногда и бренные останки золотых часов, милых сердцу покойных.
Все это достаточно омерзительно, но вот количество награбленного золота поражает воображение. Ухватистый крематор без предрассудков умудрился нахапать 31 килограмм золота! И пусть его аморальная деятельность продолжалась почти 15 лет, все равно — это была неплохая прибавка к жалованию. А вот сейчас нашему герою, уже уличенному и изобличенному с помощью камер видеонаблюдения, предстоит суд. Вернее, он и его коллеги-сообщники уже были приговорены уголовным судом к условному лишению свободы за аморалку, по самой сути их преступления. Теперь же на повестку дня встал денежный вопрос. Администрация крематория требует в суде по трудовым делам возместить ей ущерб в размере почти 274 тысяч евро.
Но тут, надо признать, вообще вопрос сложный. Адвокаты ответчика недвусмысленно заявляют о том, что это золото как бы никому не принадлежало: вот обвиняемый его и взял. Адвокаты истца совершенно справедливо ссылаются на судебную практику немецких судов, в соответствии с которой на рабочем месте бесхозных вещей не бывает, так, например, была безжалостно наказана некая медсестра, которая унесла домой еду, оставшуюся от больных и все равно бы выброшенную; и уволена некая секретарша, съевшая тефтельки со шведского стола своего шефа, который потчевал дорогих гостей, которые скорее всего тоже пошли бы в мусорное ведро. Но в случае с золотыми зубами, согласитесь, ситуация совсем иная.
Как оказалось, крематорий так же не погребал драгоценные ингридиенты вместе со своими кремированными клинтами. А на вырученные деньги занимался благотворительностью. Например, крематорием были сделаны внушительные пожертвования в детский Фонд по борьбе с онкологическими заболеваниями, покупались подарки на Рождество и так далее. Но возникает законный вопрос: если все это работало в действительности, то почему же не был налажен контроль и наш герой мог спокойно грабить умерших в течении 15 лет?
И тем не менее, суд по трудовым делам постановил 21.08.2014: вор из крематория должен возместить ущерб работодателю, хоть и в решении существенно уменьшил сумму взыскания, сообщение пресс-службы суда можно почитать здесь. А что касается кладбищенских дел, то тут в принципе в Германии не все благополучно. Например, не так давно в городе Гиссен был осужден гробовщик, который вскрывал гробы и похищал из них ценности. Другой брал деньги за погребение праха в море, а сам складировал урны у себя дома. Третий, из земли Рейнланд-Пфальц, вместо праха кремированных набивал урны песком и галькой.
Остается печально резюмировать — кризис морали налицо. Отсутствие уважения к живым не может не сказаться на отношении к мертвым.
Пётр Сытенков
PR-менеджер