Мир денег — мир совершенно особый. Ведь деньги — это нечто абсолютно нематериальное, ими нельзя пообедать, они не спасают от голода и холода, ими нельзя вылечить болезни. А между тем, именно они правят миром. И поэтому понятен интерес всего человечества к тем, у кого их несметное количество.
На планете циркулирует не так уж много денег, всего 256 триллионов долларов. При этом, больше всего миллионеров проживают в США, там их 13,6 миллионов! На втором месте, как ни странно, Япония — 2,8 миллиона. Затем идут Великобритания (2,6 млн), ФРГ (1,7 млн) и Китай (1,6 млн). Всего на планете миллионеров 33 миллиона душ.
А вот по величине среднего состояния на душу населения всех обскакала Швейцария. Там на нос приходится аж больше полумиллиона баксов. На втором месте США (345 тысяч $), на третьем — ФРГ (185.000 $).
140 тысяч человек на планете имеют состояние более 50 млн $,
1,5 млн человек — от 10 до 50 млн $,
2,5 млн — от 5 до 10 млн,
29 млн — от 1 до 5 млн $,
365 млн — от 100.000 до 1 млн,
897 млн — от 10 до 100 тысяч
и 3,6 миллиарда человек имеют менее 10 тысяч.
Вообще, количество богатых на планете за последние 10 лет увеличилось. Например, число «роллс-ройсов», как одного из маркеров настоящего богатства, в мире выросло почти в 4,5 раза!
Германия занимает в этих списках далеко не главное место. Но вот самым богатым человеком всех времен и народов был немец, Якоб Фуггер, по прозвищу Богач. Правда было это 500 лет назад. Его состояние, по современным меркам, оценивается экспертами в 300 миллиардов долларов! А провел Якоб всю свою жизнь в городе Аугсбург, где находится головной офис нашей компании. И это дополнительный повод, чтобы написать про этого удивительного человека.
Роль его личности в истории Германи, да и всей Европы, невозможно переоценить. Якоб Фуггер в полном смысле этого слова «рулил» европейской политикой той поры. Можно сказать, что тогда весь просвещенный мир вращался вокруг этого скромного плебея из швабской глубинки.
Якоб Фуггер, по прозвищу Богач (Jakob Fugger der Reiche) появился на свет 6 марта 1459 года в Аугсбурге, здесь же и умер 66 лет спустя. Он был 10 ребенком из 11, рожденных не слишком богатым купцом Якобом Фуггером Старшим и его супругой Барбарой Бэсингер, дочерью простого чеканщика монет. Предки нашего героя были простыми ткачами, которые с течением времен начали сами торговать своей продукцией и продукцией своих соседей. Якоб-старший сам еще числился ткачем высокой квалификации, но у ткацкого станка проводил немного времени.
Якоб-младший, как младший из сыновей, готовился стать священником. Но судьба-злодейка все повернула по своему. Многочисленные старшие братья один за другим умирают, умирает и отец. И бразды правления перешли в руки младшего брата Ульриха и тот отзывает 19-летнего Якоба из монастыря для участия в управлении семейным делом. Брат посылает его в Италию, где он в Венеции, Флоренции и Риме изучает опыт итальянских купцов и систему учета, известную всему миру как «итальянская бухгалтерия», одновременно налаживая контакты с флорентийскими правителями Медичи и Ватиканом. Затем следуют новые поездки по Европе, к этому времени относится и создание многочисленных филиалов «фирмы» Фуггеров практически во всех крупных городах Европы. Постепенно от торговли тканями они переходят к торговле цветными металлами, спрос на которые был очень велик. Серебрянные и медные рудники в Тироле, приобретенные ими в собственность, обеспечивали Фуггерам бесперебойное поступление золота. Постепенно, рачительным управлением, строгим учетом и необычайно оживленной торговой политикой, Якобу удалось сделать свой купеческий дом самым богатым в Европе.
А выход на такие заоблачные выси неминуемо привел к весьма тесным контактам с сильными мира сего. Первой ласточкой этого стали дружеские и деловые отношения с императором Священной Римской империи Максимиллианом I.
Максимиллиан тоже любил Аугсбург и предпочитал проводить время именно здесь. А Якоб исправно снабжал его деньгами, дабы императорский двор мог без проблем поддерживать штаны и не только. За это, вдобавок к тирольским рудникам, ему пожаловали рудники Штирии и северной Венгрии и монополию на добычу и торговлю медью по всей империи.
Но в 1519 году император Максимилиан скончался и Якоб решил вложить деньги в нового императора. Из трех претендентов на корону, он сделал ставку на испанского короля Карла I Габсбурга — 19-летнего внука Максимиллиана. В те времена императоров выбирали на всегерманском рейхстаге и Фуггер выложил невероятную сумму в 850 тысяч гульденов для совершенно банального подкупа алчных князей. Выбор сделанный мудрым Якобом оказался превосходным. Его кандидат, ставший императором Священной Римской империи под именем Карла V, вошел в историю как мудрый, заботливый и миролюбивый правитель. Он был и остается величайшим политическим деятелем той эпохи. Он имел властный характер, что не мешало ему быть терпимым и идти на компромиссы. Именно Карл V пошел на заключение аугсбургского религиозного мира в 1555 году, что отодвинуло разрушительные религиозные войны на 60 лет.
Карл был благодарен Фуггеру до конца своей жизни. При нем торговый дом Фуггеров приобрел исключительные права на испанские золотые и серебряные рудники и Якоб стал главными финансистом огромной империи, занимавшей три четверти Европы.
Трудолюбие и целеустремленность Фуггера были неописуемы. Он вставал в 6 часов утра и ложился спать в полночь. Обладатель колоссального богатства, он вел очень скромный образ жизни и не был склонен к роскоши и мотовству. Единственная его причуда заключалась в золотой шапочке, в которой он и изображен на знаменитом портрете Альбрехта Дюрера. Якоб одевал ее каждый раз, когда встречался с сильными мира сего.
Якоб Фуггер всю жизнь занимался благотворительностью. Служащие его контор получали прекрасное жалование. Он построил первый в мире квартал весьма приличного социального жилья для неимущих (Фуггерай), где плата за год проживания составляла 1 гульден. Самое удивительное, что Фуггерай существует и поныне, и плата за год там ровно такая же, в пересчете — 88 центов.
Якоб Фуггер, простой немец из захолустной Швабии, создал великую финансовую империю и столь активно вторгся в сферу высокой политики, что память о нем живет и поныне. «Фуггерштадт» — так до сих пор гордо именует себя город Аугсбург.
Пётр Сытенков
PR-менеджер