Еще древнегреческий философ Гераклит говорил о том, что в одну реку нельзя войти дважды. А вот в наше время многократное вхождение в реку, даже через много лет, становится повседневной реальностью.
Начнём сначала. В далеком 1981 году, на киностудии Bavaria Film режиссером Вольфгангом Петерсеном был снят фильм «Подводная лодка» (нем. Das Boot), оператором которого стал наш герой, Йост Вакано. Трейлер можно посмотреть тут. В те времена немецкий кинематограф был знаменит преимущественно картинами таких режиссеров как Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлендорф, Вим Вендерс, Вернер Херцог, фильмами весьма специфическими, находившими отклик у киногурманов, но проходившими мимо широкой публики. Что и определяло небольшой финансовый успех этих картин. Фильму «Das Boot» так же ничто не предвещало больших достижений, хотя бюджет у него был, по германским меркам, солидный. Тем более, что тема фильма была явно некоммерческой — он повествовал о трагической судьбе немецкой подводной лодки в годы Второй Мировой войны. За прекрасную операторскую работу в нем, Йост Вакано получил (в пересчете) 100 тысяч евро.
Но случилось чудо. Фильм из кинопровинции и на столь мрачную тему стал международной сенсацией. В известной своим консерватизмом Америке «Das Boot» был представлен к премии «Оскар» по шести номинациям, в том числе и за операторскую работу, правда, ни одной статуэтки так и не выиграл. Но, в любом случае, это был настоящий успех. И до сих пор «Das Boot» принадлежит к числу шедевров мирового кино, и до сих пор нередко транслируется по телевизору и в киноклубах для гурманов. Финансовый итог этого триумфа так же впечатляющий: к нашим дням фильм собрал внушительную сумму — более 40 миллионов евро! Вольфганг Петерсен стал одним из двух немецких режиссеров (второй — Роланд Эммерих), вошедших в весьма консервативную элиту голливудского кинематографа. В дальнейшем снял Петерсен несколько мощных полотен, среди них «Бесконечная история», «Враг мой», «Самолет президента», «Троя», «Посейдон».
Даже учитывая триумфальный успех фильма, скромная сумма, полученная за работу над «Das Boot», не давала нашему герою покоя. Конечно, это была его первая впечатляющая работа, старт международной карьеры, после него он тоже переместился в Голливуд и там снимал крутые блокбастеры, в числе которых «Бесконечная история», «Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант». И в Голливуде он получал за свою работу совсем другие деньги.
Но вот тот, самый первый, межународный кинохит засел занозой в сердце Йоста. К тому же, в ФРГ в 2002-м году в закон об авторских правах внесли изменение „Fairness-Ausgleich“ или „Bestseller-Paragraph“ (§ 32a), в соответствии с которым автор может потребовать доплаты, если его гонорар окажется в большой диспропорции к выручке. Йост посчитал, что это именно его случай и подал в суд. Вероятно, ему посчастливилось найти хороших адвокатов, поскольку его дело развивалось хоть и очень медленно, но, в итоге, весьма успешно. Два года назад Верховный земельный суд Баварии присудил выплатить ему 474.560 евро дополнительного гонорара, но и этого герру Вакано показалось мало. И он продолжил штурмовать судебные цитадели. К настоящему моменту юридическое разбирательство его исков продолжается уже 12 лет!
И вот, в канун Рождества, все тот же Верховный земельный суд Баварии в Мюнхене решил сделать Вакано рождественский подарок. Он присудил ему 600 тысяч евро дополнительных выплат и 2,5% от сборов в будущем. Причем, этот процент остается наследникам Вакано и выплаты будут сохраняться в течении 70 лет после смерти Йоста. Сообщение пресс-службы суда от 21.12.2017 можно прочитать здесь. Этот вердикт стал первым решением по делам такого рода в Германии. Возможно, это станет прецедентом и аналогичные иски хлынут потоком в судебные инстанции.
Какой же вывод можно сделать из всей этой истории? С одной стороны, нам всем, безусловно приятно, что простой труженик кинокамеры так серьезно пощипал «жирных котов» из Бавария-фильм. Но, с другой стороны, кто же мог предвидеть, что «Das Boot» станет мировым кинохитом? Ведь когда никому неизвестную актрису берут на главную роль в фильме, то ее гонорар весьма скромен, но при удачном стечении обстоятельств она становится звездой. И будет ли она вправе требовать пересмотра того первоначального договора, когда она была безвестной «темной лошадкой»?
История Йоста Вакано напомнила мне нынешние попытки голливудских актрис «вспомнить всё» и через 20 лет поставить в вину коллегам и начальникам гипотетические хватания за коленки. То есть, переиграть давнюю историю по нынешним правилам. Ведь если бы «Das Boot» провалился в прокате, имела ли бы Бавария-фильм моральное право потребовать с Вакано гонорар обратно? Понятно, что это всего лишь шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В общем, история неоднозначная и, полагаю, что в дальнейшей юридической практике этот прецедент будет дополнительно видоизменяться.
Пётр Сытенков
PR-менеджер