Сегодня я хотел бы представить читателям блога Юрия Королькова, нашего хорошего клиента, человека занимающегося удивительно сентиментальным бизнесом, хотя многим может показаться, что сентиментальность и бизнес — понятия взаимоисключающие. Он делает сувенирные магниты с картинками для европейских музеев и художественных галерей. То есть, благодаря его деятельности, каждый посетитель музея может унести с собой небольшой сувенир с изображением наиболее ценных в художественном отношении полотен, размещенных здесь. И украсить этой картинкой банальный холодильник, увековечив, таким образом, свой визит в храм искусства. Это и добрая память о путешествии, и небольшая порция эстетики и искусства, и просто украшение жилища. Благодаря Юрию, из России на Запад устремляются не только потоки нефти и газа, но и некоторое количество красоты.
Юрий, мы знакомы уже достаточно давно, но сегодня я решил взять у вас интервью для своего блога. И давайте сделаем вид, что мы с вами практически друг друга не знаем, и я буду вас интервьюировать как заправский журналист.
Ну что же, давайте. Мне это даже забавно, поскольку единственное интервью у меня брали еще в незапамятные времена для передачи «Пионерская зорька».
В таком случае обратимся к истокам вашего бизнеса. Когда это все началось?
Ну полиграфическим бизнесом я занимаюсь с незапамятных времен. Но вот история с магнитами — особая. 4-5 лет назад Третьяковская Галерея разместила на своей странице заказ на изготовление этих самых магнитов с изображением шедевров русской живописи, хранящихся в музее. К своему удивлению, мне удалось выиграть этот тендер, поскольку я смог предложить минимальную цену и наилучшее качество. С этого момента все и завертелось. С Третьяковской Галереей я работаю и по сей день.
А когда появились мысли выйти на европейский рынок?
С Европой я начал контактировать довольно давно. Еще в 96 году мы работали в Лондоне, пытались найти партнеров для изготовления и поставок одежды в Москву. Но тогда это не получило дальнейшего распространения. Хотя языки я знаю неплохо, в университете изучал английский и немецкий. Жаль, что в немецком успехи у меня были намного хуже, троечником был. Вот сейчас приходится расплачиваться за свою леность и наверстывать.
Ну а история с магнитами и их распространением в наших краях?
Моя «экспансия» на западный рынок началась еще в России. По крайней мере связи с некоторыми музеями я установил именно оттуда. Например с музеем Фаберже в Баден-Бадене, с частным музеем Суворова в швейцарском городишке Линталь, с музеем Сен-Готард, тоже в Швейцарии. Огромную роль в этом сыграл легендарный Эдуард Александрович Фальц-Фейн, барон. Эта замечательная личность обладает культовым статусом в среде сувенирщиков и антикваров. Он — из первой волны эмиграции, гражданин карликового государства Лихтеншейн, общественный деятель и меценат. Именно он, поглядев на мою продукцию, сказал — а не попробовать ли тебе сделать что-нибудь для Европы? Ну а я — всегда легок на подъем и подумал, почему бы и нет? Так все и началось.
К тому же, у меня всегда была установка на максимально эффектную презентацию моего товара, а это очень помогает. У меня, например, есть такие красивые стоечки, на которых магниты выглядят просто неотразимо. Я придаю большое значение упаковке товара. Ведь именно такие, вроде бы, несерьезные детали и делают товар товаром, особенно товар культурологического свойства. Что и выгодно отличает мою продукцию от китайского ширпотреба, ну и качество, конечно.
Хорошо, несколько музеев в Швейцарии и Германии. Для начала это неплохо. Что вы собираетесь делать дальше, наращивать экспансию?
Естественно. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Именно для этого мне и понадобилась фирма ArtMagnet GmbH, зарегистрированная здесь, в Германии с вашей помощью. Будем стремиться к тотальному покорению Европы. Хотя пробиться на рынок сувениров в музейной среде весьма непросто. Например, все знаменитые художественные галереи Мюнхена работают с одной единственной фирмой и в расширении сотрудничества не заинтересованы. То же самое и во многих других местах, но я не теряю надежды. В Германии и Швейцарии музеи имеются практически в каждой деревеньке и уверен — и на мою долю хватит.
Как вы оцениваете бизнес-деятельность в России и на Западе в сравнении? Какие плюсы и минусы есть там и тут?
Ну главный минус в России — это коррупция. Я с этим даже не знаю как работать. Просто дать взятку у меня решительно не получается. И хитрить и подлаживаться к системе я не хочу, да и не выйдет у меня. Мне проще в обстановке честной конкуренции: сделал самый дешевый и наиболее качественный товар — получил заказ. А участвовать во всяких черных и серых схемах — это не по мне. Хотя я прекрасно сознаю, что делать бизнес в России намного выгоднее сейчас, денег в России крутится огромное количество и пустых пространств для всяческих видов бизнеса намного больше. Но зато в Европе спокойнее и четче.
Хотя, надо сказать, минусом бизнеса в Европе является его чудовищная неторопливость и основательность. Совсем недавно я пытался наладить контакты с картинной галереей в Цюрихе — забавно там получилось. Я пришел в администрацию и долго рассказывал о своих проектах. Меня внимательно слушали, а в конце заявили, что человек, занимающийся сувенирной деятельностью сейчас отсутствует. Я вежливо поинтересовался, когда же он появится, и мне, бестрепетно назначили встречу на 8 утра (!), через неделю (!). Ровно в 8, через неделю, я был у дверей музея, которые оказались запертыми, что не удивительно, ведь музеи обычно открываются не раньше 11. Я метался перед входом некоторое время, пока где-то сбоку не открылась потайная дверца и меня впустили внутрь. Нужного мне человека опять не было, но мне передали, что проконсультировались у него и что в моих услугах тут не нуждаются. С одной стороны — необычайная тяжеловесность, а с другой — педантизм и обстоятельность. То есть, с одной стороны — минус, а с другой — плюс.
Плюс на Западе — полная прозрачность, но необычайно медленно происходит все, связанное с юридическими формальностями. Если бы не ваши знания здешних условий, законов и прочих тонкостей — я не знаю, сколько бы это все заняло у меня времени. К тому же визы дают с большим скрипом, хотя сейчас, при наличии у меня своей фирмы, ArtMagnet GmbH, зарегистрированной здесь, возможно, все будет происходить с меньшими трудностями.
Как вы оцениваете вообще атмосферу здесь на Западе и чем она отличается от атмосферы в России?
Здесь уровень беспокойства и агрессивности общества намного ниже, здесь мне комфортнее. Но хочу отметить, что отношение к русским стало значительно хуже, чем было 10-15 лет назад. Не знаю, с чем это связано, но это факт. Раньше быть русским — это звучало гордо для всех, а теперь очень часто на нас смотрят косо.
Я не собираюсь уезжать из России, но хотел бы вести бизнес и здесь тоже. И из-за себя с женой, и из-за детей, у меня их трое, хотелось бы расширить их возможности, чтобы в языках, например, подтянулись. Ну и заграничной жизни понюхали.
Юрий, большое спасибо интервью! Желаю вам успехов в покорении западных музеев!
Беседовал Дмитрий Пильщиков